Рок-барокко или псевдобарокко?
17 мая 1970 года в Лейпциге родилась немецкая певица Симоне Кермес (Simone Kermes), к настоящему моменту заработавшая международную репутацию одной из ведущих исполнительниц музыки периода Барокко и ранней классики.
Путь Кермес к славе начался, когда она выиграла престижную стипендию Рихарда Вагнера. И сегодня эта певица выступает на самых престижных концертных залах и площадках мировой оперной сцены, включая Théâtre des Champs-Élysées, Staatsoper Stuttgart, Bonn Opera, Festspielhaus Baden-Baden. Она появлялась и на многочисленных фестивалях: Schwetzingen Festival, Schleswig-Holstein Musik Festival, Rheingau Musik Festival, Festa de musica Lisbona, Ruhrtriennale arts festival, Triennale di Colonia, Dresden MDR, Figures sacrées Paris, Prague Autumn, Bachfest Leipzig, Bachfest Bonn, Resonanzen Vienna. Среди оркестров, которые сопровождали ее выступления, были Symphonic Orchestra of Prague, Venice Baroque Orchestra, Classical Orchestra of Madrid, Staatskapelle Dresden, Orchestra of the Comunale of Bologna, Complesso Barocco и многие другие. Неоднократно Симоне Кермес выступала и в Москве.
В разное время успех певице приносили партии Констанцы из «Похищении из сераля», Розалинды из «Летучей мыши», Фьорделиджи из «Так поступают все», Донны Анны из «Дон Жуана». Она также неоднократно играла героинь Генделя – Аделаиду в “Lotario”, Астерию в “Tamerlano”, Мерабу в “Saul” и заглавные роли в “Alcina”, “Deidamia” и “Rodelinda”. В 2014 году Кермес исполнила партию La Folie в “Platée” Рамо в Венском Театре и в Линкольн-центре в Нью-Йорке.
На сегодняшний день Симоне может похвастаться довольно обширной дискографией. Она участвовала во многих постановках-интерпретациях барочной музыки и регулярно выпускала сольные сборники арий – с музыкой Вивальди, Генделя, Пёрселла, Моцарта. Из последних ее работ можно отметить альбом “La Diva” 2009 года (vk.com/wall-85440078_75) с ариями из репертуара легендарной дивы Куццони, “Rival Queens” (vk.com/wall-85440078_67), записанный с Вивикой Жено в 2014-м, вышедший в 2016 "Love" (vk.com/wall-85440078_111) c музыкой Монтеверди и других композиторов раннего барокко, и, конечно, выпущенный в текущем 2019-м "Mio caro Handel" (vk.cc/au6UW9).
Но, конечно, самое интересное – это исполнительный стиль Симоне Кермес, который не может не вызывать очень ярких отзывов, зачастую противоположных по сути. Благодаря необыкновенному темпераменту, который певица так зримо вкладывает в свои выступления, ее часто называют «безумной королевой барокко» или даже "оперной Леди Гага". Действительно, подача Кермес далека от «академической» – её техника, движения, жесты, костюмы, скорее, рисуют образ рок-певца на огромном концерте. И многие любят певицу именно за эту заразительную способность создавать из старинного жанра нечто совершенно современное – «рок-барокко». Однако есть и те, кто называет её стиль «псевдобарокко» или даже клоунадой для дилетантов, набором внешних эффектов, рождающих громкий пиар на пустом месте, – иначе говоря, стилем, в котором нет подлинной глубины и мастерства.
Так или иначе, рассуждать здраво о технике могут только знатоки и музыканты – их мнение мы были бы очень рады услышать в комментариях. Будучи же дилетантами в чистом виде, можем только заключить, что Симоне Кермес – в любом случае явление яркое и явно популяризирующее старинную музыку. Оправдывает ли такая цель такие средства – вопрос уже другой, на который каждый ответит по-своему.
Ольга Дюдина
#SimoneКermes #Барокко #BaroqueOperaArias #Baroque #BaroqueOperaStories #BaroqueOpera #OlgaDyudina #17MayBaroque